|
Федеральная стажировочная площадка
Отчет о деятельности в рамках федеральной стажировочной площадки МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №103»
Согласно приказа МО РК «Об утверждении Положения о республиканской пилотной площадке по внедрению федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 05.03.2011 г., приказа № 280 «О стажировочной площадке по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования 2011-2015 гг. по направлению: «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» в Республике Коми» от 7 сентября 2011 г. МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 103» становится пилотной и стажировочной площадкой по теме: «Управление инновационными процессами» в рамках реализации Федеральных Государственных Требований к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее по тексту ФГТ к структуре ООП ДО).
В таблице 1 представлен график прохождения стажировок в МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 103».
Таблица 1
Дата
|
Количество слушателей
|
17-18 ноября 2011 г.
|
13 человек
|
7 декабря 2011 г. 9 декабря 2011 г.
|
14 человек 13 человек
|
13 декабря 2011 г.
|
11 человек
|
9-10 февраля 2012 г.
|
8 человек
|
15-20 марта 2012 г.
|
7 человек
|
5-9 апреля 2012 г.
|
8 человек
|
17-18 мая 2012 г.
|
8 человек
|
Таким образом, за 2011-2012 г. на базе МАДОУ детский сад №103 всего было принято 7 стажировочных площадок более 82 руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений.
Целью стажировочной площадки является: трансляция инновационного опыта по управлению инновационными процессами в рамках реализации «Основной общеобразовательной программы ДОУ» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре ООП дошкольного образования.
Участники стажировки познакомились с внедрением ФГТ к структуре и содержанию ООП дошкольного образования из практики работы МАДОУ «ЦРР - детский сад №103» по следующим направлениям:
1. Нормативно-правовое обеспечение
По данному направлению решались следующие задачи:
Выявление и решение основных проблем, вопросов, возникающих у руководителей ДОУ и их заместителей по разработке и реализации «основной общеобразовательной программы ДОУ» в соответствии ФГТ к структуре ООП дошкольного образования, а именно:
1.1. Исполнение региональных нормативных, инструктивно-методических документов по вопросам внедрения ФГТ к структуре ООП дошкольного образования;
1.2. Создание нормативной базы, локальных документов, регламентирующих организационную деятельность ДОУ по вопросу введения ФГТ к структуре ООП ДО:
- внесение изменений в Устав МАДОУ на основе ФГТ к структуре ООП дошкольного образования;
- разработка локальных актов, регламентирующих деятельность коллектива в ДОУ (приказов, положений, должностных инструкций) в условиях ФГТ к структуре ООП дошкольного образования;
- разработка программы развития ДОУ в условиях ФГТ к структуре ООП дошкольного образования;
- разработка и реализации «Основной общеобразовательной программы ДОУ» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре ООП дошкольного образования.
2. Кадровое обеспечение
- Выявление потребностей ДОУ в вопросе кадрового дефицита и их профессиональной компетентности.
- Организация курсовой подготовки педагогических работников по введению ФГТ к структуре ООП (руководителя ДОУ, методической службы, воспитателей, специалистов).
3. Организационное обеспечение
- Анализ запросов и потребностей ДОУ по ресурсному обеспечению в рамках реализации проекта по внедрению ФГТ к структуре ООП дошкольного образования (пилотная, стажировочная площадка).
- Организация и проведение инструктивных совещаний по проблемам внедрения ФГТ к структуре ООП дошкольного образования.
- Организация дополнительного образования в условиях ФГТ к структуре ООП дошкольного образования.
4. Материально-техническое обеспечение
- Обеспечение соответствия материально-технических условий в ДОУ согласно требованиям ФГТ к структуре ООП дошкольного образования.
5. Финансово-экономическое обеспечение
- Расчет потребности ДОУ в финансовых средствах в рамках введения ФГТ к структуре ООП дошкольного образования.
6. Информационное обеспечение
- Размещение информации на дошкольном сайте.
- Проведение совещаний в рамках ресурсного центра, семинаров, педагогических чтений, онлайн вебинаров, презентаций.
- Проведение родительских собраний.
7. Научно-методическое обеспечение
- Анализ педагогической деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации в рамках семинаров, круглых столов, заседаний городского образовательного округа, КРИРО.
- Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса.
- Методическое обеспечение по реализации содержания образовательных областей (разработка технологических карт, образовательных, детских проектов, программ дополнительного образования).
В таблице 2 отражено количество педагогов МАДОУ принявших участие в рамках деятельности стажировочной площадки, а также представлены используемые формы и задания для стажеров.
Дата
|
Педагоги ДОУ
|
Мероприятие
|
Задания для стажеров
|
17-18 ноября 2011 г.
|
Директор, Cт. воспитатель, Заместитель директора по инновационной работе, Воспитатели выс. квал. кат. - 5 чел., воспитатели - 3 чел.
Итого 11 чел.
|
1. Презентация фильма о ДОУ
2. Модель управления внедрением ФГТ к структуре ООП ДО
3. Анализ структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования
4. Презентация реализации планирования образовательного процесса
5. Реализация образовательных областей с использованием приемов ТРИЗ:
- Мастер - класс «Сюжетно-ролевая игра с использованием приемов ТРИЗ - РТВ»
6. Мастер - класс по теме: «Обучение детей творческому рассказыванию по картине с использованием приемов РТВ»
7. Презентация предметно развивающей среды в условиях ФГТ к структуре ООП дошкольного образования
|
Изучение перечня рабочих заданий - документов:
1. Анализ годового плана в контексте концепции программы развития.
- Установить взаимосвязь между годовым планом и концепцией программы развития в соответствии ФГТ к структуре ООП дошкольного образования.
- Представить полученный результат в виде модели, схемы и т.д.
2. Анализ положений:
- Положение о педагогическом совете - Положение о педагогическом Клубе Поиск - Положение о творческой группе - Положение о методическом объединении
- Разработать новое положение о профессиональном объединении в рамках реализации ФГТ к структуре ООП дошкольного образования.
3. Анализ программы внедрения ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Разработать план по внедрению ФГТ по имеющимся ресурсам.
- Практическая деятельность по разработке календарного планирования
- Презентация результатов деятельности стажеров
|
7 декабря 2011 г.
9 декабря 2011 г.
|
Директор, Ст. воспитатель, Заместитель директора по инновационной работе, Воспитатели - 12 чел.
Итого - 15 чел.
|
1. Нормативное обеспечение разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования
2. Обзор федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования
3. Модель управления ресурсами по внедрению федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования
4. Деятельность профессионального объединения: Заседание педагогического клуба «Поиск» по теме «Изучение содержания образовательной области «Коммуникация».
|
Практическая деятельность по модели управления в рамках реализации ФГТ к структуре ООП ДО:
1. Внести предложения, рекомендации к мероприятиям по управленческим условиям
2. Анализ и оценка готовности дошкольного учреждения по реализации ФГТ к структуре ООП дошкольного образования на данный период
3. Разработка технологической карты по образовательной области «Коммуникация»
4. Презентация технологической карты по ОО «Коммуникация»
5. Разработка маршрута по изучению ФГТ с педагогическим коллективом
|
13 декабря 2011 г.
9-10 февраля 2012 г.
|
Директор, Ст. воспитатель, Заместитель директора по инновационной работе, Воспитатели выс. квал. кат. - 4 чел.
Итого 7 чел.
|
1. Презентация основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ «Планета детства»
2. Формы организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная образовательная деятельность по ОО «Социализация»
3. Презентация предметно-развивающей среды ДОУ
4. Обзор документации педагогов ДОУ по реализации ООП
5. Презентация комплексно-тематического планирования ДОУ
6. Презентация планирования образовательной деятельности с детьми 6-7 лет
7. Презентация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием приемов ТРИЗ
8. Педагогическая гостиная «Презентация опыта работы по построению НОД ОО «Коммуникация»
9. Видео просмотр непосредственно образовательной деятельности с детьми по ОО «Коммуникация»
|
1. Разработка карт анализа и оценки по организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми
2. Разработка карт анализа предметно развивающей среды
3. Разработка планирования образовательной деятельности по Комплексно Тематическому Планированию на 1 день
|
15-20 марта 2012 г.
|
Директор, Ст. воспитатель, Заместитель директора по инновационной работе, Воспитатели выс. квал. кат. - 5 чел.
Итого 8 чел.
|
1. Модель управления ресурсами в рамках реализации ФГТ к структуре ООП ДО и условиям ее реализации - анализ нормативных документов
1.1. Анализ годового плана работы
- Постановка цели и задач на учебный год
1.2. Анализ положений:
- Положение о педагогическом совете - Положение о педагогическом Клубе «Поиск» - Положение о методическом совете - Положение о методическом объединении
2. Презентация основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ «Планета Детства»
3. Мастер-класс по ОО «Социализация»
4. Формы работы с кадрами по внедрению ФГТ к структуре ООП
Заседание педагогического клуба «Поиск» по теме «Разработка технологических карт образовательной области «Познание»
5. Педагогическая гостиная «Презентация опыта работы по построению НОД ОО «Коммуникация»
6. Педагогическая гостиная Презентация опыта работы по реализации познавательно-речевого направления в рамках внедрения ФГТ к структуре ООП ДО
|
Разработать новое положение о профессиональном объединении в рамках реализации ФГТ
- Разработать алгоритм внедрения ФГТ
Разработка модели реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Разработка базисного плана реализации ООП
- Разработка карты анализа сюжетно-ролевой игры
- Разработка карт анализ непосредственно образовательной деятельности
|
5-9 апреля 2012 г.
|
Директор, Ст. воспитатель, Заместитель директора по инновационной работе, Воспитатели выс. квал. кат. - 5 чел.
Итого 8 чел.
|
1. Модель управления ресурсами в рамках реализации ФГТ к структуре ООП ДО и условиям ее реализации - анализ нормативных документов
1.1. Анализ годового плана работы
- Постановка цели и задач на учебный год
1.2 Анализ положений:
- Положение о педагогическом совете - Положение о педагогическом Клубе «Поиск» - Положение о методическом совете - Положение о методическом объединении внедрения ФГТ
2. Алгоритм разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ
3. Презентация комплексно-тематического планирования ДОУ
4. Педагогическая гостиная «Презентация опыта работы по построению НОД ОО «Коммуникация»
|
Разработать новое положение о профессиональном объединении в рамках реализации ФГТ
- Разработка модели реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Разработка базисного плана реализации ООП
- Разработка планирования образовательной деятельности по КТП на день
- Анализ непосредственно образовательной деятельности
|
17-18 мая 2012 г.
|
|
1. Нормативное обеспечение разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования
2. Обзор федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования
3. Модель управления ресурсами по внедрению федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования
4. Презентация основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ «Планета детства»
|
Изучение перечня рабочих заданий - документов
1. Анализ годового плана в контексте концепции программы развития
- Установить взаимосвязь между годовым планом и концепцией программы развития в соответствии ФГТ к структуре ООП дошкольного образования.
- Представить полученный результат в виде модели, схемы и т.д.
2. Анализ положений:
- Положение о педагогическом совете - Положение о педагогическом Клубе Поиск - Положение о творческой группе - Положение о методическом объединении
- Разработать новое положение о профессиональном объединении в рамках реализации ФГТ к структуре ООП дошкольного образования.
3. Анализ программы внедрения ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Разработать план по внедрению ФГТ по имеющимся ресурсам
- Практическая деятельность по разработке календарного планирования
Презентация результатов деятельности стажеров
|
Таким образом, в рамках стажировочной площадки было задействовано более 50 % педагогов ДОУ. Педагоги делились своим опытом по реализации образовательного процесса в условиях ФГТ к структуре ООП дошкольного образования с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и комплексно-тематического принципа в форме мастер-классов, педагогических гостиных, презентаций, практических семинаров, открытых просмотров разных видов образовательной деятельности. В соответствии с Федеральными государственными требованиями презентовали предметно развивающую среду, которая отражала видовое разнообразие ДОУ, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику национально-культурных и других условий осуществления образовательного процесса. В процессе деятельности стажировочной площадки в полном объеме со стажерами была рассмотрена модель управления ресурсами по внедрению федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормативное обеспечение разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также был раскрыт алгоритм разработки ООП ДОУ. Из вышеуказанного следует, что МАДОУ детский сад №103 в рамках деятельности стажировочной площадки раскрыло представление о процессе управления ДОУ и путях реализации федеральных государственных требований к структуре ООП дошкольного образования.
Фотоотчёт
Деятельность стажеров рамках работы базовой площадки ФСП
Формы деятельности педагогов в рамках работы базовой площадки ФСП
Организация образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Презентация педагогического опыта работы
Преобразования МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №103» в рамках деятельности Федеральной стажировочной площадки
Кадровое обеспечение:
- Прошли обучение на курсах по информационным коммуникативным технологиям (ИКТ) более 52 % всего педагогического состава;
- Организована деятельность специалистов: преподавателя компьютерного класса; педагога психолог.
Методическое обеспечение:
- Разработано комплексно тематическое планирование по реализации образовательного процесса в соответствии с ФГТ к структуре ООП дошкольного образования;
- Разработано методическое сопровождение по созданию современной образовательной среды учреждения и группы в соответствии с ФГТ к условиям реализации ООП;
- Разработано методическое сопровождение по внедрению проектной, игровой, исследовательской деятельности по реализации содержания образовательных областей;
- Приобретена детская литература и наглядные демонстрационные пособия на сумму 40000 рублей.
Информационное обеспечение:
- Оборудован компьютерный класс - 20 единиц, проектируется программа для ознакомления детей 5-7 лет с информатикой;
- Также приобретены детские портативные компьютеры, которые использует в своей работе педагог дополнительного образования для интеллектуально-творческого развития дошкольников;
- Приобретено интерактивное оборудование;
- Установлена дополнительная точка доступа Интернет и оборудовано 2 рабочих места для обеспечения возможности доступа сотрудников и слушателей ФСП к информационным ресурсам;
- Создана локальная сеть;
- Установлено программное обеспечение «1-С дошкольное учреждение»; «1-С предприятие» (на 3 ПК);
- На сайте нашего МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №103» (www.madou103.ru) есть карта сайта, которая состоит из страничек: о нас; история; Программы; коллектив; структура; предметно-развивающая среда; платные услуги; педагогическая гостиная; родителям; наши традиции; фотогалерея; полезные ресурсы; новости; документы; контакты; поиск по сайту.
Материально-техническое обеспечение:
- Приобретено современное спортивное оборудование на сумму 100 000 рублей;
- Приобретены игры на сумму 400000 рублей;
- Приобретена мебель на сумму 192571 000 рублей;
- Программное обеспечение на сумму 42909 рублей;
- Комплектующие к компьютеру - 26129 рублей;
- Фотокамера - 15490 рублей.
Накоплен опыт управленческой, методической и педагогической деятельности:
- Создание развивающей образовательной среды МАДОУ как интегративный результат введения ФГТ к условиям реализации ООП дошкольного образования;
- Особенности реализации содержания образовательных областей с использованием проблемного метода, исследовательского метода, игровой технологии, ТРИЗ технологии;
- Инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках ФГТ к условиям реализации ООП;
- Управленческий аспект в условиях реализации ФГТ к структуре ООП дошкольного образования.
Инновационный опыт МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №103» по теме: «Управление инновационными процессами в рамках реализации ФГТ к структуре и содержанию ООП дошкольного образования» был представлен для публикации в журнал «Детский сад от А до Я».
Таким образом, деятельность МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №103» в рамках стажировочной площадки позволяет двигаться в направлении реализации Концепции модернизации российского образования в области качества и совершенствования содержания форм обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
|