|
Советы педагоговПРОЕКТ по реализации совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Теремок» составитель: воспитатель ДОУ Паршукова В.С. Продолжительность проекта: средней продолжительности
Участники проекта: воспитанники 1 младшей группы, воспитатели, родители, библиотекарь
Форма проведения: групповая
Актуальность проекта: Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры.
В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.
Цель проекта: Активизация коллектива «педагоги+дети+родители» в процессе совместной творческой деятельности через пополнение образовательной среды в группе для театрализованных игр.
Задачи проекта:
Этапы реализации проекта:
I подготовительный этап
II основной этап
Формы работы с детьми:
Формы работы с родителями
- Изготовление персонажей к сказке «Теремок» (из бросового материала)
- Изготовление ширмы для драматизации сказки.
III заключительный этап
«Использование дидактических игр с приемами и методами ТРИЗ» воспитатель МАДОУ Паршукова В.С. ТРИЗ - это самая уникальная методика развития творческой деятельности дошкольников. В последнее время адаптированная к дошкольному детству ТРИЗ - технология стала интересной для многих педагогов. Главным показателем умственного развития ребенка является не столько сумма знаний, сколько совокупность и уровень интеллектуальных умений и мыслительных приемов. Особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей: умение решать творческие задачи, делать открытия и т.д. Согласно технологии ТРИЗ, мы - педагоги становимся участниками образовательного процесса, а не его руководителем. Мы помогаем развивающейся личности в творческом поиске ответов. Приемы ТРИЗ в детском саду не требуют специально отведенного времени. Например, читая сказку можно придумать ее новый конец или проанализировать линию поведения главного героя, поразмышлять, как помочь ему. Занимаясь в детском саду по технологии ТРИЗ, мы знакомим детей с миром и учим мыслить самостоятельно, решать поставленные перед ними задачи.
В старших группах в режимных моментах, на прогулке, в организованной образовательной деятельности можно проводить такие игры: «Соседи» Цель: называть сопутствующие системы или сосистемы. Например, кастрюля на кухне. Дети называют соседей, чайник, тарелка, ложка, поварешка и т.д. Мыло - в ванной комнате. Дети называют - мочалка, шампунь, полотенце, ножницы, тапочки, халат. «Чем был - чем стал» Цель: ознакомить детей с временными понятиями: прошлое - настоящее, находить объекты, сделанные из данного материала. Например, книга раньше была бумагой, деревом. Варежка - шарфик - нитка, шерсть барана. «Кем был - кем стал» Кем была рыба? Весной на подоконнике сажали горох, цветы, лук и наблюдали за их ростом. «Где работают цифры?» Проводились в организованной образовательной деятельности - математическое развитие, во время наблюдений на прогулках за домами, транспортом. Цель: учить определять места, где есть цифры. Дети называли на домах, подъездах, на дверях квартир, на автобусах, машинах, на книжках, журналах, телефонах, на поездах, номера кнопок в лифте, на клавиатуре компьютера, на картинках и т.д. «Свойство - антисвойство» Цель: назвать противоположенное свойство данному. В это упражнение предлагала играть родителям дома. Давала список слов, к которым родители с детьми должны были найти противоположенные слова. Также сделала настольную игру. Дети, которые научились читать, легко находили противоположенные слова. «Где живет Дробилка, а где Объединялка?» Цель: закрепить владение принципом «дробление» и «объединение». Детям я показываю картинки, а дети определяют в какой домик поселить: к Дробилке или Объединялке и почему? Объединялка Дробилка Цветы в букете Один цветок Бусы Бусинка Грибы в корзине Гриб Ягоды в вазе Ягодка Лес Дерево ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ
по организации совместной деятельности по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
составитель: воспитатель ДОУ Попова Л.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Формирование элементарных математических представлений на основе символической деятельности».
Составитель: Паршукова В.С. воспитатель МДОУ № 103 г. Сыктывкар
Математическое развитие ребенка не сводится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Специфика обучения математике такова, что от действия с реальными множествами ребенок приходит к манипулированию сверхабстрактными для него понятиями: число, множество, количество, натуральный ряд. Их абстрактное содержание фиксируется знаками и символами. Но даже маленькие дети могут увидеть за символами реальные объекты, понять схемы.
Формирование элементарных математических представлений можно рассматривать как вид символической деятельности. Такие ее виды как замещение, кодирование, декодирование, схематизация и моделирование можно использовать как средство решения самых разнообразных математических задач.
Замещение - это действие, для которого характерно использование индивидуальных заместителей.
В математике свои заместители: точки, фигуры, цифры. В работе с детьми используются карточки-свойства (кодовые карточки), на которых специальными значками обозначены: форма, цвет, размер, толщина.
Карточки-свойства помогают детям перейти от нагляднообразного к наглядносхематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Кодирование - воспроизведение какого-либо содержания в знаково-символической форме. Это своего рода перевод на другой язык. А, чтобы перевести текст, фразы на другой язык, надо знать «алфавит» этого языка (то есть известные ребенку заместители), а также правила сочетания «букв».
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам, одно из которых - блоки Дьенеша. Это универсальный дидактический материал.
С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу действия рассуждает.
Далее, в порядке усложнения, детям дается схема, по которой они будут кодировать блоки (см. стр. 1).
Декодирование - это выполнение обратного кодированию действия. Дети включаются в поиск блоков со свойствами, указанными на кодовых карточках.
Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой воспитатель МАДОУ высш. кв.категории Казакова Елена Геннадьевна
«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста» Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу. Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю. Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному. Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия. Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы. Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу. На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук. Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое! Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры труда. Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.
Методические рекомендации для педагогов воспитатель МАДОУ высш. кв.категории Казакова Елена Геннадьевна Занимаясь с детьми лепкой из соленого теста, педагогам следует соблюдать следующие условия:
Открытое занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе «Моя Родина - Республика Коми» составитель Паршукова В.С, Задачи: - формирование представлений о малой Родине, о ее гербе, флаге, о городах Республики Коми, об улицах, на которых живут дети. Ход занятия: Воспитатель - Ребята, сегодня к нам пришли гости. Они хотят послушать, как вы готовитесь к школе. Что вы знаете о своей Родине, а что вам еще предстоит узнать. И что такое Родина? А сейчас давайте расскажем, на какой улице вы живете, ваш номер дома и квартиры? В каком городе, районе вы проживаете? Как называется наша республика, и как наша страна? Кто самый смелый? Как называется твоя улица? Почему она так называется? Я давала вам задание. Вы вместе с родителями должны были узнать, почему ваша улица называется именно так. Дети - Моя улица называется Борисова. Она названа в честь старшины милиции Владимира Захаровича Борисова, который погиб при задержании преступника. Преступник совершил крупное автодорожное происшествие. - Моя улица называется проспект Бумажников. Она названа в честь работников - бумажников, которые работают на Сыктывкарском лесопромышленном комплексе и выпускают бумагу. Моя мама тоже работает на этом комплексе. - Моя улица называется Космонавтов. Она названа в 1966 году в честь наших космонавтов. Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. - Я живу на улице Школьный переулок. Наша улица названа в честь школы № 27, которая расположена там. Воспитатель - Все эти улицы находятся в нашей любимой Эжве. А Эжва находится в Республике Коми. Сейчас вспомните, пожалуйста, что есть в каждой республике? (флаг, герб, гимн) (Дети выбирают флаг Республики Коми среди других флагов) - Рассмотрим флаг. Что обозначает каждая полоса? Также у каждой республики есть герб. Я предлагаю рассмотреть герб на нашем волшебном телевизоре.
Подробно разобрали флаг и герб Республики Коми - Ребята, мы с вами живем на севере или на юге? Значит наша республика северная.У нас короткое лето и долгая зима. А сейчас подумайте и скажите, чем богата Республика Коми? Самое большое богатство - это, конечно, лес. Лес занимает более 70 % территории, болота коло 15%. Также республика богата каменным углем, нефтью и газом. Это полезные ископаемые, которые добываются из-под земли. Каменный уголь добывают в городах Воркута, Инта, Усинск. Каменный уголь используется как топливо. В Ухте добывают нефть, а в Вуктыле - газ. Газ тоже используется как топливо, а из нефти делают для машин - бензин, для самолетов - керосин, а для кораблей - мазут. Суровой зимой наши квартиры тоже согревает мазут. А еще Республика Коми богата бокситами, золотом, алмазами. Значит, наша республика богата полезными ископаемыми. - Ребята, мы с вами знаем пословицы о нашей любимой Родине, которые вы нашли вместе с родителями.
Подведем итоги: Ребята, о чем мы сегодня беседовали? Что интересного вам запомнилось?
|